Страничка Мастера

  Селим Айссель (Selim Aissel), он же Идрис Лаор (Idris Lahore),       настоящее имя Патрик Жан Петри (Patrick Jean Petri) —   современный духовный Учитель линии Мастера де Фариа,   Гурджиева, Успенского и Ансари.
  Являясь основателем Школы Психоантропологии, он более   тридцати лет передаёт ученикам своё знание и практический   опыт. Селим Айссель мастерским образом развивает   психологию  «бытия и становления», психологию   преобразования.  Одной из наиболее убедительных её сторон   является живой способ автора отвечать на фундаментальные   человеческие вопросы и вести нас к их решению в манере   сократовского диалога.
Селим Айссель – автор более 50 книг, в настоящий момент издающихся на французском, английском, немецком и русском языках.
«Искренний поиск Истины является одним из условий внутренней Работы… Истина открывается каждому человеку только исходя из его способности понимания, и она возрастает вместе с достигнутым познанием и опытом».
«Работа совершается в уме и сердце, иначе говоря, во внутреннем мире каждого, а не во внешнем мире, который является миром обычной жизни. На самом деле существует только одно священное место, только один алтарь: глубина сердца каждого. Тот, кто достигает этого места, несёт его повсюду, куда идёт, тем самым делая каждое место священным».

Ниже приводятся главы из книги Селима Айсселя (перевод Нины Комаровой), любезно предоставленные редактором журнала «Сианс де ла Консианс»  Ниной Комаровой.

Селим Айссель

Школа Мудрости сегодня

Причины Существования школ мудрости

Принципы их функционирования

Отношения учитель-ученик и живая взаимосвязь

 

ГЛАВА I

Необходимость в религиях и школах

инициации: скрытые причины

Какова же истинная причина, эзотерическая или скрытая причина существования религиозных направлений, тайных (эзотерических) школ, мистических центров, одним словом, тех мест, в которых воспитывается духовное и религиозное начало? Почему существуют духовные пути?

Силы, необходимые для эволюции

 

Во-первых, и просто потому, что есть люди, чувствующие в себе потребность идти вперед, к той цели, которую сулят эти пути, люди, жаждущие познать духовное, возвышенное или божественное начало или Абсолют. Но эти личные поиски Абсолюта можно было бы предпринять и без религии, без участия любой школы или любого пути.

Основная причина – более чем поразительная. Ее трудно понять, и с ней трудно согласиться. Попытайтесь уловить ее логику. Но не забывайте, что то, о чем я здесь говорю, никогда не относится к теории, к абстрактным представлениям о мире. Речь идет только о конкретных вещах.

Я говорю о силах, населяющих миры и создавших эти миры, о силах, которые поддерживают существование этих миров и управляют ими невидимым путем. Именно, об этих силах я говорю.

Помню, задал однажды вопрос одному из моих учителей. Он, долго не раздумывая, ответил следующее: «Причина есть необходимость производства определенной энергии, которая позволяет Земле и человечеству продолжать их развитие. Те, которых называют учителями кармы, испытывают потребность в этой энергии, чтобы формировать карму в правильном направлении, как индивидуальную карму, так и карму человечества и, даже, всей земли».

Речь идет, как мы увидим, о возвышенной эфирной энергии.

Он продолжал: «Исчезновение этой возвышенной субстанции или прекращение ее производства означало бы прекращение нормальной эволюции и покорение человечества и земли силами зла, силами, которые все разлагают, разрушая силы жизни, силами иллюзий, обмана, силами, которые называют дьявольскими».

Возвышенные (эфирные) силы – силы, посылаемые телами усопших

Чтобы что-то существовало, неважно что, нужна сила или энергия, которая наполняла бы ее жизнью, позволяя ей существовать. Вы можете провести конкретное наблюдение за этим в вашей жизни.

Чтобы человечество и земля продолжали свое существование, необходимо, чтобы какая-то возвышенная (эфирная) сила обеспечивала их существование. Эта сила обладает неземной, сверхъестественной природой, и как всякая сила, она нуждается в воспроизводстве, в обновлении. Если бы этого не было, наш мир, а вместе с ним и мы, давно бы прекратили свое существование.

Эта небесная сила создает то, что мы называем неземным миром, миром, в который все погружено, и который дает всему возможную жизнь.

В нашем мире, эта сила обычно происходит от растворения эфирного (возвышенного) тела людей после смерти. Я уже говорил, что через несколько дней после смерти, эфирное тело растворяется в космическом пространстве. Именно, здесь, находится основной источник эфирной субстанции, необходимой для эволюции Земли и всех ее обитателей.

… силы, порождаемые истинной верой

Вторым источником эфирной (возвышенной) энергии являются все поступки, связанные с истинной верой, такой верой, которая зовется слепой. Тот, кто верит, носит эту силу в себе.

Увы, эта сила почти полностью исчезла, поскольку она сегодня не увязывается с сознанием современного человека. Я, конечно, говорю об истинной вере, той вере, которой присущи терпимость и любовь. Вера фанатичная не есть подлинная вера.

… и силы, порожденные свободным волеизъявлением служить духовным идеалам

Это, наконец, одна из причин существования школ таинства (мистических) и эзотерических школ. В эти школы идут люди, которые учатся стремиться, желать, развивать свободное волеизъявление, те, кто хочет научиться развивать свою индивидуальность. А индивидуальность — это личность, способная желать, хотеть.

— Кто из вас уже хотел? Никто не поднял руки, а потому, что , действительно, никто еще не научился хотеть. Хотеть может лишь тот, кто полностью избавился от всех пульсаций, идущих от его воспитания, его желаний, его чувств. Путь посвящения, инициации должен вести к этому освобождению, благодаря которому вы становитесь свободным и можете по-настоящему хотеть.

И в этом – третий источник происхождения эфирной энергии. Свободное волеизъявление служит источником сил, на которых держится мир. Именно, осознанные и добровольные действия, служащие справедливому делу или духовному идеалу, порождают эту энергию. Свободное волеизъявление зарождается у всех тех, кто встает на духовный путь. Вот тот источник, который люди, пусть некоторые из них, призваны сегодня развивать. Только он способен возместить потерю религиозной веры.

Утрата эфирного вещества, обусловленная духовным разложением человечества.

Ответ кармы

Следует понимать, что когда эфирное вещество производится в недостаточном объеме, духовные силы, называемые силами кармы, сами вынуждены создавать ситуации, способствующие производству этого вещества. Эти ситуации очень тягостны для человеческого общества, поскольку они провоцируют большое число смертных случаев.

Такие ситуации оборачиваются подлинной причиной возникновения военных конфликтов, вспышек, эпидемий, крупных катастроф. А дело в том, что люди перестают исполнять свой космический долг, касающийся производства энергии в интересах эволюции. Тогда силы кармы вынуждены воздействовать на карму человечества, и, стало быть, на жизнь и смерть. То, что при первом взгляде, кажется злом, на деле способствует спасению человечества.

Другим путем, используемым силами кармы ради увеличения эфирного вещества, является увеличение количества инкарнаций (воплощений). Чем выше рождаемость, тем больше эфирных тел, растворяющихся после смерти людей в космическом пространстве. Таким образом, одной из причин роста населения земли является духовное разложение человечества.

Путь, который служит интересам развития человечества

Духовные пути помогают некоторым людям служить именно этим интересам общества. Именно поэтому, всегда приходится объяснять тем, кто встал на путь духовного совершенства, что этот путь помогает избравшему его служить, в первую очередь, интересам всего общества. Хотя мы знаем, что и другие мотивы привлекают человека к духовному или медитативному пути.

Таких причин – три: самосовершенствование, оказание помощи другим, хотя бы самым близким тебе людям и, наконец, служение Абсолюту (Высшему началу) или Богу, или Создателю, или Истине и человечеству.

Эти три причины отвечают также необходимости выбора отдельного пути, который поможет избравшему его вести нормальную жизнь в окружении семьи, в обществе и на работе. Это своего рода обязанность не пренебрегать этими сторонами своей жизни. Конечно, это серьезный труд, труд, работа над собой, самоанализ и медитация, работа в интересах своих близких. Это работа, помогающая поддержанию нормальных отношений с ними. И в то же время, это работа, выходящая за рамки личных, семейных, профессиональных и общественных интересов, то есть работа во имя служения развитию человечества.

Все это сегодня должно быть увязано с индивидуальной абсолютно свободной инициативой, с осознанными и добровольными действиями, способствующими созданию эфирных сил. Когда человек совершает сознательные и добровольные поступки во имя справедливой цели, часть произведенной эфирной энергии направляется на завершение поставленной цели. Другая часть уходит на сохранение эфирных сил в пользу эволюции земли и человечества. Третья часть остается в распоряжении самого человека и используется на его собственное развитие, на его совершенство.

Напротив, каждый раз, когда вы поступаете неправильно, чувствуя себя виноватым, вы провоцируете обратный процесс. Вы уже не являетесь источником энергии, а, наоборот, вы ее теряете. Вот почему очень важно вести себя достойно, не чувствовать за собой вины, решительно настраиваться на то, чтобы поступать завтра лучше, чем вчера.

Почему? Да, потому что вы ничем не связаны, вы вольны совершить плохое! Но в таком случае, вы должны брать на себя ответственность за эту вольность, за плохой поступок. Старайтесь не чувствовать себя виновным за совершенное действие, но постарайтесь осознать последствия этого содеянного. Оно не способствует эволюции Земли, а только наносит ей ущерб. Ощущение своей виновности более вредно, чем совершенный поступок.

Духовный путь начинается тогда, когда вы сознательно, добровольно и свободно встаете на этот путь. Вы, в таком случае, становитесь свободны, раскованы. А когда вы чувствуете себя виноватым, вы выходите из этого процесса. Каждый раз, когда вы добровольно совершаете какое-нибудь действие, во имя высокого идеала, вы спасаете мир. Каждый раз вы можете спасти человека, духовную жизнь.

Слушатель:  Я не могу понять, как геноцид, такой как последняя мировая война, может служить интересам развития человечества.

—  Все это не имеет отношения к тому, что называют духовной смертью, которая является заветной целью темных дьявольских сил. Вы воспринимаете исключительно внешние и сиюминутные злодеяния, которые являются результатом человеческого поведения по отношению к силам Зла.

Силы Добра это созидательные силы. Но с того момента, как только человек разовьет некоторую форму свободы, как только начинает оттачиваться его ум, он создает вещества, которые силы кармы могут использовать во благо эволюции, в направлении, исключающем войны и катастрофы. Это зависит от воли и поступков людей.

С:  Много ли школ мудрости в мире?

—  Думаю, что все те, кто избрал справедливый реальный путь, относятся к традиции, заложенной школами мудрости. Им посчастливилось однажды встретить посвященного (инициированного), а, может быть, известного инициированного или бодхисатву, которые были связаны с такими школами. В мире – немного таких школ, сегодня их можно сосчитать на пальцах. Но людей, которые их посещают, стало значительно больше.

Вы понимаете, насколько важно идти по пути посвящения (инициации). Прежде всего, для вас самих, а потом, вы помогаете обществу. И это не теория. Без этого жизнь угасает.

ГЛАВА  II

Абсолютная необходимость существования духовных школ

Я обращаюсь здесь к самым разным слушателям. Есть «залетные» слушатели, а есть среди вас такие, кто пришли послушать лекцию, другие, которые хотели бы не только послушать, но и понять. Наконец, есть и такие, которые слушают, пытаются понять и пытаются проверить услышанное. Некоторые готовят себя к 4-ому Пути. То есть аудитория – самая разношерстная.

Следует, однако, заметить, что то, что я рассказываю, в первую очередь, относится к тем слушателям, которые бесповоротно ступили на Духовный путь, а уж потом – ко всем остальным. Это означает, что самые «заангажированные» понимают или должны понимать больше, хотя все другие слушатели также могут найти что-нибудь полезное для себя. Вот почему эти лекции являются публичными. Несмотря ни на что, некоторые лекции, как сегодняшняя, вчерашняя, предназначены больше для тех слушателей, которые готовятся выбрать для себя 4-ый Путь духовных поисков.

Сегодняшним выступлением я бы хотел завершить серию лекций, посвященных 4-ому Пути, с тем, чтобы мы могли получить необходимый материал, глубже изучить все его аспекты в ходе коллективных занятий.

Учение, обязательно ведущее к практике

Школа 4-ого Пути, как и всякая школа, это то место, где что-нибудь изучают. Но в духовной школе обучение всегда должно заканчиваться практикой. Если нет практики и, в первую очередь, индивидуальной практики, остается голая теория и философия, подобно всем теориям и философиям, которые господствуют в мире. Более того, существует духовный закон, утверждающий, что знание, не воплощенное в практику, проявляет себя как инородное тело в душе того, кто его приобрел, становясь разрушительным элементом. В том же духе, другой закон гласит, что любое приобретенное, но так или иначе не переданное, уподобляется краже. Мы еще вернемся к этому, когда будем говорить о трех основополагающих принципах духовной эволюции.

Два этапа пути, не преодолимые без помощи других

Вы понимаете, что авторитет школы создает не система обучения в этой школе, а ее ученики. И в этом – главное.

Я часто говорю, — в противоположность представлениям некоторых людей, — что абсолютно необходимо получить духовное образование, чтобы развиваться, совершенствоваться. По самым разным причинам, в одиночку невозможно получить духовное развитие. Мы попробуем назвать некоторые из этих причин.

В нашем мире, любая эволюция обязательно, как мы уже видели, подчиняется закону октавы или закону семи, то есть она проходит цикл последовательных фаз, прерываемых двумя пунктами разрыва, что неизбежно приводит нас к цифре 9. Таким образом, есть семь этапов с двумя интервалами, двумя трудно преодолимыми пунктами, которые не входят в цикл последовательных семи фаз. Можно считать, что за исключением этих двух интервалов, преодоление семи этапов на духовном пути проходит почти ровно (гармонично). Но что касается этих двух этапов, здесь ученик сталкивается с серьезной, почти непреодолимой для одиночки трудностью. И когда есть школа, а в ней учатся другие ученики, то эта трудность становится преодолимой. То, что не под силу решить одному, можно решить сообща, вместе. Вот, собственно, для чего необходима школа, где работа строится согласно трем основным направлениям.

Надписи к схеме:

  1. Толчок 1, заставляющий сместиться (отклониться);
  2. Отправление;
  3. Цель;
  4. Толчок 6;
  5. Толчок 2;
  6. Толчок 3;
  7. Толчок 5;
  8. Критическая (решающая) зона;
  9. Противоположные цели;
  10. Толчок 4.

Три направления в работе

Без этих трех направлений, ничто не осуществимо. Абсолютно точно. Если работа на Духовном пути не ведется одновременно по трем направлениям или в соответствии с тремя принципами, о которых я скажу, ни о какой эволюции не может быть и речи. Искатель ни на шаг не продвинется вперед. Он может приобрести знания, ему будет казаться, что он помогает другим, что он трудится для достижения высокой цели. И в то же самое время, если при этом не руководствуется тремя принципами, он не продвинется ни на йоту. Вот эти три принципа:

— работа над самим собой;

— работа с другими;

— работа для школы.

Работа над самим собой предполагает ученье, приобретенные знания, стремление понимать, разбираться во всем пройденном материале. Эта работа включает также медитацию, осмысление самого себя. Это попытки изменить, улучшить некоторые, хотя бы внешние стороны своей жизни и своего внутреннего мира, поскольку их легче изменить, чем, скажем, то, что глубоко укоренилось. С чего-то надо начинать.

Работа с другими. Необходимо притираться к другим. Известно, когда человек один, все происходит относительно хорошо. Когда – двое, все становится сложнее. И чем нас больше, тем больше возникает трудностей. Но возникающие в связи с этим трудности создают повод для их преодоления и ля продвижения вперед. Преодолевая трудности, мы меняем в себе то, что нам мешает. Мы живем в мире больших иллюзий, самообмана, мы обманываем себя, считая, что справедливы по отношению к другим. Эти трудности, касающиеся отношений с другими, являются частью второго направления, без которого нет движения вперед.

Речь идет также о том, чтобы делать достоянием многих накопленные знания как общего характера, так и знания о себе. Необходимо помнить, что делясь этими знаниями, вы помогаете другим понимать.

Что касается работы для школы, она может быть разной, в зависимости от конкретных лиц. Здесь следует задать себе вопрос: как я могу помочь школе? Школа дает мне знания и помогает мне общаться с другими, делиться с ними этими знаниями и идти вперед, руководствуясь первым и вторым принципами. Как я могу помочь существованию этой школы и помочь передать знания тем, кто сейчас нас не слышит?

Давать и получать

Первый принцип, работа над собой, может показаться с первого взгляда эгоистичным. Знания приобретаешь для себя, не считая идей, помощи. Это положение становится справедливым, если к этому добавить другие принципы работы.

Если обратиться ко второму направлению (принципу), работе с другими, то мы увидим, что мы продолжаем получать, поскольку другие нам дают. Но в то же самое время мы обязаны передавать знания, помощь, иногда услугу. Получается: мы получаем и мы даем. Давать – иногда означает объяснять тому, кто плохо понял. И те из вас, кто уже с этим сталкивался (это другая сторона второго принципа), знают, что это часто бывает лучшим способом понять. В духовной области очень много такого, что можно понять, лишь общаясь с другими.

Третье направление работы – работа для школы. Здесь мы даем, передаем то, что полезно, что необходимо школе. Итак, в первом случае, принимаем, получаем; во втором – получаем и передаем и в третьем – отдаем, передаем.

Понимать. Не поняв, не принимать на веру, строго следовать совету, который вы спрашивали

Понимать – главный принцип работы. Тот, кто не понимает, не может правильно работать, он не способен грамотно вести себя на духовном пути. Эта необходимость понимать обусловлена тем, что любой результат является следствием усилия, предпринятого для того, чтобы понимать. Тот, кто понимает легко, далеко не продвинется, поскольку ему это не стоит больших усилий.

Тот, кто приложил максимум усилий, чтобы понять немного, продвинется быстрее, чем тот, кому удается понять много, но без больших усилий. Это означает, что тот, кто понимает без особого труда, все равно обязан много сделать по двум другим направлениям.

Если первым требованием работы должно стать понимание (способность понимать), то второй гласит: не верить тому, что не понял или не проверил. Необходимо понять, с какой целью ведется работа на духовной пути. Существуют вещи, которые вы можете проверить, а также вещи, которые вы не можете принять до тех пор, пока не проверите их.

Наконец, на личном пути, когда не знаешь, что нужно делать, можно обратиться за советом. Но здесь как раз проявляется третий принцип. Необходимо выслушать совет, о котором вы просили, и строго следовать ему. В противном случае, будет разумнее ни о чем не спрашивать. Но большинство людей обращаются за советами, но не выполняют их, поскольку они их не устраивают. В таком случае, лучше воздержаться и не спрашивать.

В духовной школе можно получить почти все, но при одном условии: поставить перед собой цель, которая согласуется с целью школы. Такой целью, задачей может стать приобретение знаний. Школа передает знания. В этом случае вы действуете согласованно с ней. Но может статься, что вы задались целью преодолеть порог инициации (посвящения) или достичь озарения, пробуждения, приблизиться к создателю или войти в духовный мир. И если цель, которую вы ставите перед собой, согласуется с целями, стоящими перед школой, все становится возможным.

Знания, получаемые в школе

Вы должны также знать, что в школе 4-ого Пути можно получить богатые знания, такие, что одному, даже, самому гениальному человеку не открыть столько. Некоторые вещи необходимо обязательно доводить до ума учеников. Только настоящая школа способна это сделать. Вот почему самые выдающиеся посвященные или учители нуждаются всю свою жизнь в других наставниках. Они встречаются с другими посвященными, обучаются у них, достигают с их помощью озарения (пробуждения). В этом – абсолютная необходимость. Немецкая поговорка говорит: «Es ist noch kein Meister vom Himmel gef allen» («Ни один учитель еще не упал с неба»). Комментарии не нужны. Учители должны пройти все этапы познания, самые важные из этих знаний должны быть переданы другим.

Изучение самого себя – первая обязанность на духовном пути

Первым долгом для человека, избравшего духовный путь, является познание самого себя. Почему? Речь идет, в первую очередь о том, чтобы знать, что необходимо изменить в себе, чтобы совершенствоваться. Если вы не знаете, что должны изменить в себе, как вы будете развиваться?

Движение вперед возможно лишь при условии, если освободившееся место будет занято другим

Нельзя обучаться в одиночку. Всегда нужен учитель. Таким учителем может быть природа, ребенок, сосед или наставник. На Духовном пути, даже самые выдающиеся из учителей нуждаются в наставниках. Наставник этот тот человек, который знает о предмете больше, чем вы, немного больше или значительно больше. В духовной области, наставник это либо посвященный (инициированный), либо учитель. Он призван передавать знания не одному, а одновременно нескольким ученикам. А для этого и нужна школа.

Поскольку существует другой духовный закон: можно продвигаться вперед. Преодолевать ступеньки лестницы эволюции только в том случае, когда другой человек готов занять освободившееся место. Никто не сможет развиваться, если нет претендента, готового занять освободившееся место. Известно, что природа боится пустоты. На пути эволюции, пустоте места нет.

С.:  Означает ли это, что нужно самому найти кого-либо,  кто вас заменит?

—  Отнюдь. Это не простой процесс. Речь совсем не идет о необходимости иметь на примете какого-либо знакомого. И здесь основная причина существования школы. Процесс эволюции индивидуума фактически связан с наличием школы, призванной передавать знания, пропагандировать знания школы, которая находит постоянно кого-то нового, готового получить эти знания и занять ваше место с тем, чтобы вы могли двигаться дальше. Распространение учения делает возможным эволюцию отдельного человека. И этот закон может претворяться в жизнь, только благодаря существованию школ. В противном случае, лица, образующие группу, не могут развиваться.

Учение, которое я передаю на протяжении двенадцати лет, проходило через несколько последовательных этапов. Начинается оно первым циклом. На этом этапе обучаются несколько человек или группа учеников. Затем, чтобы участники этой группы могли продолжать свое развитие, создается второй цикл обучения, наконец, третий, наконец, чтобы другие желающие могли занять освободившиеся места, возникает необходимость обучения в другом городе, в третьем городе и так далее. Может наступить момент, когда лектор будет лишен материальной возможности продолжать создавать циклы и циклы, и тогда однажды возникает необходимость заочного обучения. Так, например, с этой целью издаются книги для тех, кого интересует это учение, а также для всех, кто желает продолжать совершенствовать полученные знания и продвигаться дальше по духовному пути. Если подготовленная группа учеников зацикливается на одном и том же учителе, она начинает спотыкаться в своем развитии и, наоборот, если она раскрывается, в таком случае, ее члены способны продвигаться вперед. Раскрытие означает широкое понимание всего окружающего.

Все это возможно лишь в том случае если есть школа. Вы понимаете абсолютную необходимость в ее существовании.

А отсюда следует необходимость помогать этому существованию, прежде всего в ваших же интересах. Вы же понимаете, что без такой школы невозможно развиваться. Мотив, прямо скажем, эгоистичный, но когда эгоизм посвящают служению другим или развитию общества, он становится священным.

Вопросы:

— Как проявляются разрывы, о которых вы говорили?

—  Разрывы на этапах личной эволюции возникают как на первом направлении, так и на втором и на третьем. И только благодаря одновременному существованию трех направлений нам удается их преодолеть. Если мы прекратили работу над собой, это только потому, что принадлежим к какой-то школе. И мы способны преодолеть эту трудность, только благодаря тому, что работаем для этой школы и работаем с другими.

—  Она такой кажется для отдельного индивидуума. В любом процессе эволюции, роста всегда насчитывается (и здесь нет исключений) семь этапов. Закон октавы, закон эволюции миров и живых существ, так же как закон триады или трех принципов: статический принцип, динамический принцип и нейтральный принцип. Так было всегда!

Необходимо, — как вы говорите, — чтобы кто-то смог вас заменить. Однако предположим, начался первый цикл обучения. Когда он начался, никого не было?

— Где? Как будто однажды непрерывность обучения прекратилась? Оно существовало извечно. С тех пор столько произошло изменений, столько было разных учителей. Да, нет же! Всегда были те же самые ученики! Не было разных учеников!

— Вы говорите, что нельзя ни во что верить, не поняв и не проверив. На свете много всего, что невозможно проверить.

—  Что вы сказали? Что надо понять или проверить? Есть что-то, что вы уже проверили, есть и другие вещи, которые вы не хотите проверять, а некоторые, которые вы просто не сможете по существу понять. Но хотелось бы время от времени проверять.

—  Что удивительно, это то, что люди, интересующиеся духовными вещами, хотят материальных доказательств этим вещам, вместо того, чтобы подняться к духовному началу. Удивительно, не правда ли?

Вы мне говорите: «Вы упоминаете о высших существах, так покажите мне их»! Все, что я смогу сделать, это указать путь, ведущий к ним. И не более. Тот, кто дает вам вещественные доказательства существования духовных миров,.. – ну, что вам сказать? –  сторонитесь его. Бегите от тех, кто дает вам вещественные доказательства. И, наоборот, иногда, открывайте глаза, чтобы видеть.

Конкретные формы помощи школе в меру возможностей каждого

Все, о чем мы говорим, носит практический характер. Вы уже поняли, что совершенно необходимо оказывать помощь школе.

Как? Начинать надо с самых простых вещей. Здание нуждается в уходе, не говоря уже об организации лекций, записях, переписке, правке, о публикации книг…

В то же время, каждый должен делать то, что он может делать. Есть люди, которые знают растительный мир, они могут заниматься садоводством. Таким образом, каждый занимается своим делом. Но тот, кто занимается лишь тем, что он способен делать, не отвечает ни одному из направлений работы. Конечно, мы не можем требовать от кого бы то ни было, делать то, что ему не понятно или что он не способен сделать. Но никто не может и помышлять о Духовном пути, если он не может сделать малость того, на что он способен.

ГЛАВА III

Мистические школы на протяжении веков

 

От доиндусской эпохи – к современной

Начиная с незапамятных времен, и на протяжении всех последующих эпох, эволюция человечества управлялась великими гидами, создавшими культовые школы (мистические школы).

Первые большие школы были созданы в Индии еще в до индусский период, то есть в период, который наступил сразу же после эпохи “atlantéenne”. Их возглавляли семь великих Риши. В следующую эпоху, эти школы переместились в Персию. А одна из них, оставаясь самой преданной первоначальной традиции, стала образцом для всех других, независимо от их направлений. Эта школа существует и сегодня. Называется она «Школой мудрости».

Это название встречается в самых древних тестах. Учителей школы называли «сарманы», что в переводе означает «светлый ум» или «пчела». Эта школа стала родоначальницей мистических школ халдейско-египетской эпохи.

Фильм, посвященный Гурджиеву, годам его исследований, рассказывает, в частности, о существовании таких школ. Почтенный старец монастыря был одним из этих больших учителей. В этой школе, а также в школах, созданных на ее основе, велось не только преподавание. Там обучали и медитативным движениям и сакральным танцам. Именно из этой родоначальной школы, вышли настоящие учители, представлявшие самые разные направления: буддизм, зен, суфизм, хасидизм и, даже, христианство.

В силу исторических причин, в халдейско-египетскую эпоху, эти школы были вынуждены оставить места, где они обосновались (речь идет о Бухаре), и учители отправились в Египет, где основали большие мистические школы. Отдельные школы продолжали существовать как в Индии, так и в Персии. Волхвы, прибывшие в Вифлеем с востока, вышли из этих школ.

В Греко-латинскую эпоху, подобные школы, в частности, школы терапевтов (аскетов), появятся в Греции и других местах средиземноморского бассейна.

За свою длительную историю, эти школы пережили разные периоды: периоды расцвета сменялись периодами преследования. Татаро-монгольское нашествие, возглавляемое Чингисханом, например, было благоприятным периодом для школ. Самый великий завоеватель всех времен, империя которого простиралась от Европы до Японии, поощрял связи со всеми формами духовности. Он, отнюдь, не был тем варваром, каким его обычно представляют историки. На протяжении всего своего пути, связанного с историческими потрясениями, все эти школы, каждая на свой манер, видели свое предначертание в подготовке к явлению Христа, а затем, и Магомета.

Через внешние противоположности к конечной цели

Выдающиеся посвященные в этих школах видят свою миссию в том, чтобы передавать знания, которые на Западе именуются духовными науками, теософией, антропософией, 4-ым Путем и так далее. Некоторые из них наделены миссией по созданию школ, которые соответствуют времени, а, главным образом, месту. Тот, кто направлен в Японию, не будет создавать христианского монастыря, но должен проповедовать буддистскую доктрину зен. Маститый посвященный (инициированный), отправляющийся на Запад, будет, например, именоваться святым Бенуа, и он займется созданием настоящих христианских церквей. При внешнем обозрении, эти школы и знания, которые они распространяют, могут вызвать у непосвященного такое впечатление, словно они противоречат друг другу. На деле же, истинные знания, подлинный эзотеризм – всюду идентичны. Более того, существует другой аспект, который не посвященные не в состоянии понять. Это конечная цель, которую преследуют все школы, несмотря на их внешние противоречия. И эта конечная цель, результат – еще важнее, чем распространяемое учение.

Испокон веков эти школы возглавляли так называемые «учители кармы». Они были теми, кто формируют наши личные судьбы, во всей сложности наших взаимоотношений. Они же следят за судьбами всех мистических школ. Они знают, что некоторые случаи противостояния иногда необходимы и полезны для высшего блага. Но близорукие видят только противоречия. Хотя, в действительности, эти противоречия служат теми препятствиями, которые после их преодоления позволяют достигнуть нечто высокого.

Любое усилие, направленное на преодоление стоящего препятствия, нас преобразует, делает нас более возвышенным по сравнению с тем, какими мы были до этого. Конечно, при том условии, что оно помогло нам извлечь необходимый урок.

Понадобилось определенное количество самых различных школ, чтобы подготовить явление Иисуса! Затем, чтобы Запад принял эстафету у Востока, по вопросам некоторых видов знания, необходимы были католические духовно-рыцарские ордена тамплиеров, а также тайные общества розенкрейцеров и так далее. Эти разнообразные по своим направлениям школы были продиктованы временем и потребностями общества. Именно под этим углом зрения, следует рассматривать духовную историю нашего мира. При этом необходимо считаться и с другими духовными течениями, проявлять терпимость к другим религиозно-философским доктринам.

В этом одно из объяснений жизни и деятельности некоторых учителей. Иногда удивляешься разнообразию их жизненного пути. Например, Анни Безант, приемная мать Кришнамурти, сначала вела активную борьбу за права женщин в Англии, а позже стала активной участницей национально-освободительного движения в Индии, вступая в защиту прав индийского народа. Затем она стала интересоваться проблемами духовности, организовала Теософское общество, которое открыло миру Кришнамурти. Она также принимала участие в масонском движении.

И во всем этом нет ничего удивительного. Те, кому близки духовные знания, понимают, насколько связано между собой все, что стремится к раскрытию истины. И, наоборот, те, кому известна лишь биография Рудольфа Штейнера, удивляются, когда узнают, что он был масоном общества Мемфиса и Мисраима и членом тайного общества «Орден Восточного Храма», а также других подобных обществ. И действительно, когда нам неизвестен путь этих выдающихся учителей, мы имеем лишь представление об их последних заслугах, не зная о том, что они прошли через самые различные школы.

Передача знаний

В действительности, имеются определенные знания о мире. Эти знания передавались с незапамятных времен. И по сей день, их продолжают передавать. Эти же знания мы передаем здесь.

Одной из наших задач является создание такой школы, которая занималась бы распространением этих знаний. Что это означает? Необходимо подготовить для этой школы людей, способных передавать эти знания. Некоторые из них могут передавать не все, я часть знаний. Другие члены такого коллектива могли бы заниматься налаживанием связей с другими школами, распространяющими часть общих знаний: франкмасонства, музикософьи и т.д. Третьи – могли бы заниматься просветительской деятельностью в отдаленных уголках мира, приезжать сюда, затем возвращаться в свои регионы, чтобы на местах передавать те знания, которые они получили здесь. А наша задача – помогать им в этом.

Все это может стать возможным, если мы будем помогать друг другу, не взирая на все наши недостатки, все наши несовершенства, сознавая значение и величие нашего дела. Мы призваны в нашей работе здесь составлять часть той красной нити, которая проходит через всю историю, без которой человечество впало бы в состояние скотства. Об этом я недавно говорил. Я очень сожалею, что немногие из вас понимают это. Очень важно, чтобы кто-то это все-таки понял. Лекция, которая состоялась в прошлый вторник, заслуживает самого большого внимания. Постарайтесь ее увязать с тем, о чем я говорил этим вечером.

С.:  Название «пчела», видимо, имеет отношение к оплодотворению цветов?

—  Конечно. Такая связь очевидна. С другой стороны, дело в том, что пчелы живут в школе, который мы называем ульем. Поскольку они живут вместе, они способны производить пищу, благодаря которой на свет появляются высшие существа. В школах мудрости, мужчины и женщины питаются первородной мудростью, благодаря чему на свет появляются «короли» и «королевы» в области знания. Но все это может существовать только в том случае, если каждый будет заниматься своим делом. Символ пчелы часто использовался египетскими фараонами, даже Наполеоном.

С.:  Почему эта школа, а не другая, считается родоначальницей?

—  Она не признана таковой, она просто «есть». Все, что сделано высокого в этих мистических школах или других культовых центрах, было заслугой одного из учеников этой школы.

С.:  Не может ли быть ошибки?

Особые миссии

— Все в мире происходит так, как этому положено происходить. Иначе и быть не может. Например, жизнь Иисуса прошла так, как ей суждено было пройти. По-другому она не могла идти.

Так, мы знаем историю с Иоанном Крестителем и Иудой. Мы знакомы с историей Иуды. Мы понимаем, до какой степени человечество ему обязано.

История мистических школ говорит о том, что на некоторых людях лежат особые миссии. Тот, кто знаком с истинной историей, связанной с Иудой, понимает, что ему была предначертана эта миссия, которую он выполнил.

С.:  И он согласился принять эту миссию?

—  Да. Он согласился взять на себя эту миссию лишь только потому, что он был одним из великих. Поэтому он сумел взвалить на себя самое большое унижение в истории человечества.

Другой, самый великий, также выбрал свой путь унижения. Он еле передвигался среди толпы людей под тяжестью креста, взваленного на его плечи, с терновым венцом на голове, его хлестали плетьми, наконец, его пригвоздили к кресту. Речь в данном случае идет о таких существах, величие которых мы не способны даже себе вообразить.

Поступок, на который отважился Иуда, не под силу обычному человеку. На такой поступок мог пойти лишь тот, кому доверили его «учители кармы».

С.:  Вы говорите: «Каждый должен делать то, что ему положено делать. А что ему положено делать»?

—  Прежде всего, каждый должен идти своим собственным путем. Мы иногда теряем из виду самые простые вещи. Большинство из нас идет путем, который должен их привести к своему высшему «Я». Наше нижнее «Я» создано Люцифером и Ахриманом. Оно не может соприкасаться с божественной действительностью. И все же, это «Я» — единственное, что мы знаем, единственное, с чем мы живем. И совершенно ясно, что ничто из того, что происходит от этого нижнего «Я», не может оставаться в нас, если мы действительно хотим встретить Бога. Если мы хотим встретиться с нашим высоким «Я», необходимо, чтобы нижнее «Я» полностью отказалось от своего места. Но поскольку оно – одно единственное, мы вынуждены работать над тем, чтобы достичь другое. И нам надо это преодолеть. А если мы отказываемся это сделать (не важно, в какой области), мы не сможем достичь чего-нибудь более высокого.

С.:  Мы не знаем нашего высшего «Я». Нам знакомо лишь низшее «Я», это наше существование. Можно опасаться того, что оно исчезнет, и ничего не останется?

—  Внутри нас существует зачаток верхнего «Я». При рождении, каждый человек получает необходимые вещества, способствующие формированию его верхнего «Я». Каждый из нас имеет все для того, чтобы его сформировать. Но очень немногие, кто этим пользуются. Большинство разбазаривает эти вещества, ни на что их не используя. Чем больше мы трудимся над его формированием, тем быстрее оно начинает существовать. Гипотеза о полном исчезновении, связанном с исчезновением нижнего «Я», даже не возникает.

В нас заложены добро и зло, хорошее и плохое. Зло это все, что связано с нижним «Я», добро это верхнее «Я». И как я говорил, у вас всегда есть выбор между жизнью и смертью, между проклятьем (несчастьем) и благословением. В этом заключаются различные подходы к выражению одной и той же вещи.

Но следует признать, что если вы решите, что ваше верхнее «Я» не существует, что ж, оно не будет существовать.

С.:  Кто принимает решение? Верхнее «Я»?

—  Иногда принимает решение нижнее «Я».

С.:  Но это же самоубийство!

—  Да, действительно так. Вот почему трудно продвигаться вперед. Нижнее «Эго» хочет любой ценой продолжать свою жизнь. Тем более, что вы и не знаете, что есть другое. Это как второе рождение. Нужно родиться заново.

С.:  Если нижнее «Я» принимает решение, то получается, что вы руководствуетесь эгоистическими побуждениями?

—  Совершенно верно. Вначале это не имеет значения, если это не мешает нам встать на Путь, затем позволяет нам включить других в круг нашего эгоизма. Но верно и то, что мы столкнемся с различными трудностями, поскольку нижнее «Я» принимало решение, руководствуясь не добрыми причинами. Необходимо, чтобы оно «шагало сверху», чтобы оно превосходило себя.

С.:  Нельзя ли показать на схеме различные мистические центры и их взаимосвязь на протяжении различных эпох?

—  Я думаю над этим. Рудольф Штейнер пытался это сделать. Конечно, было бы хорошо завершить его труд.

Но всякий раз возникает вопрос: «Как далеко надо идти, где надо остановиться»? Штейнер решил ограничиться общей схемой эволюции. И я пытался так сделать. Но думаю, что эту схему можно было бы сделать более точной, увязав эволюцию школ с историческим развитием мира.

Влияния, они взаимны. Иногда исторические, политические, экономические и другие обстоятельства находятся под воздействием этих школ, а иногда сами школы оказывают влияние на внешние события. Если культура Востока и Среднего Востока пользовалась когда-то огромным авторитетом, то это можно объяснить лишь тем, что она была связана с учителями этих школ. Но необходимо понимать, что культура всегда была достоянием меньшинства. Учение в школах Сармана было доступно лишь избранным лицам. Сам народ был не в счет. Начиная с Иисуса Христа, учение стало достоянием всех. История прошлых цивилизаций это история мира сего. Остальная часть человечества не имела никакого значения. Сегодня эта часть взята на учет. Каждый человек может чего-то стоить.

С.:  В киноленте Гурджиев обещал не выделять значение школы. Остается ли сказанное им в силе?

—  Да, конечно. Действительно, школа не нуждается в обещаниях. Фильм это всегда что-то символическое. Тот, кто идет в школу, именно, в старую школу, чувствует, что он созрел, чтобы туда идти. А это значит, что он не будет говорить об этой школе. Он может дать какие-то указания. Но необходимо, чтобы он был способен понимать, чтобы идти по Духовному пути. Некоторые из учителей не доступны. Другие могут быть доступны, если вы знаете пароль. Путь, которым вы хотите следовать, это не материальный путь. Есть слова, которые нужно знать, жесты, которыми надо владеть, слова, которые не надо произносить. Есть причины, аргументы, вопросы, на которые нужно уметь отвечать.

С.:  «Портом приписки» этих школ по-прежнему остается Средний Восток?

Европа и нынешнее состояние мистических школ 

—  Наблюдается смещение в сторону Европы. В настоящее время, Запад приобретает вес. И если Р. Штейнер смог бы полностью выполнить свою миссию (при поддержке двоих или троих), его эзотерическая школа была бы самой авторитетной и объединила бы людей со всех четырех уголков мира.

Если бы миссии Каспара Hauser не помешали, Европа стала бы центром. А пока все остается, как и было. Свет льется с Востока. Сын Солнца родился на Среднем Востоке. И сегодня самый глубокий импульс связан, конечно, с Европой. Но необходимо, чтобы он пустил корни.

Что означает Европа? Вы знаете, чем была Европа? Перечитайте ее историю. Она очень интересна. Она поможет понять, почему наш регион называется Европой и почему Европа связана с сегодняшним становлением мистических школ.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс